Покупаем айдентику | как не облажаться с приобретением фирменного стиля
Своей прекрасной компании, любимым клиентам и дорогим сотрудникам хочется подарить самый лучший и красивый логотип на свете. Это ваше лицо, парадный костюм и греющий душу образ.
У вас есть бизнес, есть идея, есть деньги, а у рынка есть целая армия фрилансеров, контор и именитых студий, разрабатывающих фирменные стили. Боже мой, кого выбрать, кто вас поймет? И почему вообще можно облажаться?
Сейчас все реже говорят «фирменный стиль», все чаще используется «айдентика». Она произошла от английского „identity“, т.е. определяет вашу идентичность. И если ваша идентичность действительно выдающаяся, то и логотип, и фирменные цвета тоже должны быть такими. Пора пойти их заказать, а еще фирменное начертание названия, визитки, бланки и наклейку на ноутбук, вот прекрасная айдентика получится!
Только вот этот набор совсем не айдентика. Ведь разве имя, подпись, аватарка и цвет одежды расскажут вам все о человеке? Будет ли этого достаточно, чтобы довериться, купить у него что-нибудь?
Айдентика — это все, что выражает вас визуальным языком со всех витрин, баннеров, ваших грузовиков, коробок. А сейчас, с легкой натяжкой, даже устоявшихся фраз, слоганов или звуков, как например, известнейший «Пу-бум» «Нетфликса». Фирменный стиль — это оформление ваших сообщений миру.
И первая возможность облажаться — заказать лишь логотип и цвета, потому что все остальное придется делать вам самим. За логотип в процентном отношении берут большую часть денег и нужно сразу брать больше — так дальновидней и дешевле.
Что тогда нужно от айдентики, как написать ТЗ?
- Сформулируйте четкий ответ на вопрос: кто и за что вам платит деньги?
Т.е., кто ваша аудитория, что и почему она у вас покупает? Когда найдете дизайнера, погружайте его в ваш мир четкими формулировками. Так он перестанет играть шрифтами, а начнет играть в поле образов, нужных вам и вашим клиентам. Так он обучится матчасти. Извините, но они дизайнеры, а не металлопрокатчики, им стоит помочь.
Так вы сэкономите кучу времени, денег и сил для себя и семьи. - Соберите список материалов, оформить которые вам нужно будет в ближайший год минимум.
Шаблоны баннеров, шаблоны оформления упаковок, шаблоны оформления комбинезонов рабочих, если вы логист, бланки, черно-белые версии всего, оформление заборов вокруг стройки, если вы застройщик, шаблоны указателей и чеков в вашем магазине и многое другое. Но не заказывайте лишнего! Скорее всего, вам не нужны бейсболки, ручки и фирменные бланки и т.д., которые есть в каждом брифе от дизайнера.
Такой список поможет вам множество раз: вы сможете понять ценообразование и узнать реальную стоимость работ у разных подрядчиков. Например, продавец одного бюро по телефону за айдентику назовет вам сумму миллион, а другой три. На деле же может оказаться, что первые предлагали вам только логотип, а вторые вообще все и стоят в два раза дешевле. Да, первый продавец оплошал, но пострадаете в итоге вы.
Если же на все ваши пожелания не хватит денег на работу любимой дизайн-студии, с хорошим консультантом вы сразу найдете ребят подешевле, которые под присмотром масштабируют результаты студии.
Так вы сэкономите кучу времени, денег и сил, и обновите машину. - Задайте ограничения.
Подумайте, что вам совсем не нравится? Какие аллюзии неприемлемы, а цвета ужасны? Какие шрифты вы не можете терпеть и какая реклама бесит?
Хороший дизайнер обожает ограничения, они фокусируют.
Если ограничения не задать вначале, то о них придется узнавать по ходу работы, что непременно ударит по деньгам, времени и вашим силам. - Обязательно закажите брендбук.
Задача брендбука — руками даже слабого дизайнера (не ужасно плохого, а слабого) суметь оформить любой объект в будущем, чтобы объект выглядел согласовано с вашим стилем. Без брендбука гарантировано через полгода-год ваш стиль начнет разваливаться. Баннеры перестанут быть похожими, высказывания станут неопрятными и глаз покупателя начнет подмечать падение качества.
Брендбук сэкономит вам кучу времени, денег и сил, чтобы хорошо отдыхать. - Просите анимированный логотип.
И убьете двух зайцев. Во-первых, у вас будет готовая заглушка для Ютуба, а, во-вторых, вы сразу поймете производственные мощности подрядчика. Если анимация логотипа будет дорогой, значит у них нет сильных моушн-дизайнеров. Стоит задуматься, ведь сейчас это мастхэв в дизайне.
Почему компания это делает долго?
А как выбрать подрядчика?
Мне нравится аллюзия с выбором машины. Сначала ищем красивые модели, а потом из них выбираем лучшую по надежности, стоимости, салону. Так и с айдентикой: нужно выбрать список компаний, работы которых нравятся и бюджет подходит. Проинтервьюировать их и по наводящим вопросам понять, справятся ли они, дадут ли они, что вы ожидали, или выкинут машину в базе даже без кожаного руля за сумму фаршированного салона.
На первой встрече можно не афишировать весь подготовленный список материалов, а спросить, что еще нужно оформить? Это покажет включенность и понимание бизнеса.
Узнать, пускают ли к телу дизайнера или можно будет общаться только с менеджером? Многие не пускают к дизайнерам, а качество совсем не падает. Но, лайфхак, если дизайнер сильный, то чаще всего он спокойно общается с клиентом.
Посмотреть работы дизайнера и поговорить с ним лично. Или, хотя бы, с арт-директором. Спросите, на сколько важны цвета, геометрия форм и похожесть на конкурентов для успешности лого. Если вам скажут, что это очень важно — бегите.
***
Если вы обновляете айдентику, то используйте это как медиаповод. Что вы хотите сказать, к чему приурочить и сколько желтого хайпа собрать? Большие ребята приурочивают большие рекламные кампании к обновлению стиля. Вспомните относительно недавние обновление «Озона», из каждого утюга лилась реклама и новый стиль, а сейчас стало спокойнее.
Дорогие мои читатели, люблю вас. Пишите комментарии сюда и обращайтесь за помощью на misha@tarasovich.ru